Лесков Н.С.

Николай Семенович Лесков родился 16 февраля 1831 г. в с. Горохово Орловского уезда Орловской губернии (в настоящее время д.Старое Горохово Свердловский район). До 1839 г. он жил в Орле. Отец его, Семен Дмитриевич Лесков, служил заседателем от дворянства в Орловской палате уголовного суда. О детских годах, проведенных в Орле, Лесков вспомнит в рассказах "Несмертельный Голован", «Пугало» и ряде других.

В 1839 г в связи с отставкой С. Д. Лескова, семья переехала в Кромской уезд Орловской губернии. Отец писателя приобрел небольшое именьице Панин хутор, «где была водяная мельница с толчеею, сад, два двора крестьян и около сорока десятин земли».

Детские годы в Панино, в селе Горохово, принадлежавшем богатому помещику-крепостнику Н. А. Страхову, мужу тетки Лескова, сказки и рассказы крестьян, бабушки А. В. Алферьевой и особенно крепостной няньки А. С. Каландиной навсегда вошли в память писателя, нашли отражение в его произведени­ях («Зверь», «Тупейный художник» и др.).

B 1841—1846 гг. Лесков учился в Орловской гимназии, но курса не кончил. В «Автобиографической заметке» он так вспо­минает о системе обучения в ней: «Кто нас учил и как нас учи­ли — об этом смешно и вспомнить. В числе наших учителей был один, Василий Александрович Функендорф, который... одному ученику... ребром линейки отсек ухо... и это никого не удивляло и не возмущало».

С 1847 г. Лесков служил в Орловской палате уголовного суда, которая дала ему богатейший материал для художественного творчества. («Погасшее дело». «Язвительный», «Леди Макбет Мценского уезда», «Загадочное происшествие» и др.).

Во время службы в Орловской уголовной палате Лесков вошел в круг людей (А. В. Маркович, М. А. Внлинская (Марко Вовчок), П. И. Якушкин и др.), о которых потом всегда вспоминал с благодарностью. Со своими сослуживцами по уголовной палате И. М. Сребницким и В. Л. Ивановым Лесков поддерживал связи и в дальнейшем, живо интересуясь их судьбой.

В 1849 г., после смерти отца, Лесков переехал в Киев к дяде С. П. Алферьеву, профессору Киевского университета, где служил в казенной палате по рекрутскому отделу.

В 1857 г. Лесков поступил на службу в частную коммерческую кампанию своего родственника, англичанина А. Я. Шкотта. По ее делам он много ездил по России «от Черного моря до Белого и от Брод до Красного Яру». Эти поездки позволили ему близко познакомиться с жизнью различных слоев русского общества и дали материал для первых литературных выступлений — публицистических статей. Первая его статья о продаже книг в Киеве была напечатана в 1860 г. в «Указателе экономическом» (№ 181).

В 1861 г. Лесков переехал в Петербург и всецело отдался литературной деятельности.

С 1862 г. он начал сотрудничать в газете «Северная пчела», где 30 мая появилась его статья о петербургских пожарах, на долгое время определившая резко отрицательное отношение к ее автору демократического лагеря. В это же время Лесков написал свои первые беллетристические произведения «Овцебык», «Ум свое, а черт свое».

Творческий путь писателя был сложен и противоречив. «...я шел дорогой очень трудною — все сам брал, без всякой помощи и учителя и вдобавок еще при целой массе сбивателей, толкавших меня и кричавших: «Ты не так... ты не туда... Это не тут... Истина с нами, — мы знаем истину». И во всем этом надо было разбираться и пробираться к свету сквозь тернии и -колючий волгец, не жалея ни своих рук, ни лица, ни одежды».

Полемизируя с революционным движением 60-х годов, Лесков написал свои антинигилистические романы «Некуда» (1864) и «На ножах» (1870). Одновременно с ними писатель создавал рассказы и очерки, которые по своей антикрепостнической направленности сближали его с представителями демократического движения («Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница», «Язвительный», «Погасшее дело» и др.).

Уже с первых произведений Лесков начал разрабатывать «вопросы крепостничества и его последствий для жизни пореформенной России... поиски нравственно полноценного существования человека в обстановке разложения старых и складывания новых форм жизни, наконец, вопросы особенностей национального государственного развития России»

С середины 70-х годов для Лескова начался период «переоценки ценностей». Он порывает с «Русским вестником» Каткова, постепенно получает признание в передовых кругах русской литературы.

Начинается пора художественной зрелости писателя. В произведениях этого периода четко обозначились главные темы лесковского творчества: тема праведника, тема талантливости русского народа, «он как бы поставил себе целью ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством».

Написанный в 1872 г. роман «Соборяне» положил начало серии сказаний о народных праведниках («Несмертельный Голован», «Однодум», «Пугало», «Фигура» и др.). Вслед за «Соборянами» появились повести «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «На краю света», рисующие разные типы праведников: беглого крепостного, раскольников, дикаря-тунгуса.

Тема талантливости людей из народа развивается Лесковым в произведениях: «Сказ о тульском косом Левше», «Тупейный художник», «Штопальщик», «Гора» и др.

Важное место в творчестве Лескова 70-х годов занимают исторические хроники «Старые годы в селе Плодомасове» (1869), «Плодомасовские карлики» (1869), «Захудалый род» (1874).

В 80—90-е годы обострились разногласия Лескова с правительственными кругами, реакционным лагерем русской литературы, а в его творчестве усилилась сатирическая струя. Писатель становится прямым противником церкви и церковников, что отразилось в таких произведениях, как «Дворянский бунт в Добрынском приходе», «Мелочи архиерейской жизни», «Полунощники», «Заметки неизвестного» и др.

В 1883 г. за напечатание антицерковного очерка «Поповская чехарда и приходская прихоть» Лескова уволили из Министерства народного просвещения, где он служил с 1874 г. В 1889 г. цензурой был запрещен и сожжен 6-й том первого полного собрания сочинений Лескова, содержавший произведения на церковные темы.

В ряде произведений этих лет — «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела», «Чертовы куклы», «Заячий ремиз» — писатель резко критиковал современную литературу, светскую и политическую жизнь.

В 80—90-е годы произошло сближение Лескова с Л. Н. Толстым, которое сыграло значительную роль в его жизни и творчестве.

До конца дней своих Лесков ощущал неразрывную связь с Орловщиной. Орловские воспоминания и впечатления нашли широкое отражение в творчестве писателя.

В 1883 г., незадолго до отставки, Лесков получил золотую медаль за участие в Комиссии по рассмотрению сочинений, представленных на соискание премии имени Петра Великого. Эту медаль он просил прямо из Министерства народного просвещения отослать в Орловскую гимназию для помощи беднейшему ученику, отправляющемуся в университет. Он принимал участие в оказании материальной помощи своему бывшему сослуживцу по уголовной палате И. М. Сребницкому.

Лесков заботился об увековечении памяти писателей-земляков. В 1893 г. в «Орловском вестнике» появилась статья «Тургеневский бережок», в которой писатель указывает место для памятника И. С. Тургеневу. Сотрудничал Лесков в «Орловском вестнике» и ранее: в 1882 г. в газете были напечатаны «Сказ о тульском косом левше» и «Леди Макбет Мценского уезда».

Умер Николай Семенович Лесков 21 февраля (5 марта). 1895 г. в Петербурге. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

 

Источник: Писатели Орловского края: биобиблиографический словарь / Под общ. ред. К.Д.Муратовой, Г.М. Шевелевой. - Орел : Приок. кн. изд-во, 1981. – 

416 с.

 

Сейчас Н.С.Лесков – один из признанных писателей. Его произведения переведены на 30 языков мира. По произведениям Лескова снимают фильмы, ставят спектакли.

В нашем районе имя Н.С. Лескова носит центральная районная библиотека, улица п.Змиевка, установлены памятные знаки в п.Змиевка и в деревне Красная Рыбница.